Интервью

Павел Черненький: «Победа – лишь вишенка на торте. Для медика главное, чтоб все были здоровые»

Главный врач резерва «Локо» Павел Черненький – о том, какой путь прошел в медицине, как следит за своим здоровьем и какие советы дает игрокам.
- Паша, в одном из интервью ты рассказывал, что родился в спортивной семье. Расскажи подробнее.
- Мой дед по маминой линии Борис Семенович Зубов был одним из первых, кто начал развивать баскетбол в Сибири. Он был фанатиком – ничего не нужно, только кольцо, мяч, кеды и шорты, мог и без футболки целыми днями носиться и играть. Он же стал первым тренером моего отца. Папа, Черненький Юрий Иванович, играл на любительском уровне – тогда в Томске профессиональных команд не было. Позже он стал тренером в ДЮСШ по баскетболу г. Томска, а в 2012-м году отец был удостоен звания заслуженного тренера России после того, как Александру Кауну, бронзовому призеру Олимпиады, присвоили заслуженного мастера спорта. Да, Саша наш, томич, и папа более 6 лет его тренировал. Мама тоже играла, закончила спортшколу, но после родов со спортом завязала.
- Вся семья в баскетболе, а ты пошел в плавание. Почему?
- Не знаю, надо родителям такой вопрос задать. Может, мама устала от баскетбола – долгое время она не могла его даже смотреть, хотя всю жизнь была ярым болельщиком. Может, интуитивно поняла, что мне это надо. Вот так с 7 лет и до сих пор я плаваю – можно сказать, всю жизнь. Дошел до КМС, но мастера не выполнил. Сейчас участвую в соревнованиях среди ветеранов, а еще не так давно стал чемпионом России на открытой воде. Кстати, в баскетбол я все же немного играл – когда учился в Томском медицинском университете, был капитаном сборной команды.
- А как решил стать спортивным медиком?
- К выбору будущей профессии я подошел рационально, четко понимая, какие предметы мне нравятся – биология, химия, история, география. Очень любил историю, у нас был сильный преподаватель из вуза, кандидат наук. Но все же пошел в медицину. Учился в Томске на врача-педиатра, но педиатром так и не поработал. Планировал отучиться и стать военным врачом, но все так переигралось – и теперь я здесь. Со спортом была связана вся моя жизнь, и когда меня пригласили на работу в Томский врачебно-физкультурный диспансер, отказываться не стал. Скоро будет 20 лет, как я работаю в спортивной медицине.
- А как переехал в Краснодар?
- На юг я переехал в 2014 году. До этого успел поработать заведующим отделения спортивной медицины в Томском врачебно-физкультурном диспансере, также был признан лучшим спортивным врачом в области, работал со сборной России по академической гребле… Жаль, на Олимпиаду в Пекин 2008 году, не попал – тогда уменьшили количество тренеров и обслуживающего персонала. Обидно, конечно, но не сожалею. Работал и в волейбольной женской команде, и в футбольной с ребятишками – на 120 детей был одним врачом и закрывал все выезды. Мог с финала из Красноярска приехать, «пересобрать» чемодан и поехать в какой-нибудь другой город. И так с июня до ноября… В 2013-м по семейным обстоятельствам перебрался в Калининград, где работал в диспансере заведующим отделения по спортивной медицине – его открыли как раз под меня. Я помог организовать всю работу, набрать штат. Мы обслуживали все турниры в городе. Соревнования были разные – от шахмат до ММА. Кстати, работал со сборной Балтийского Федерального университета по баскетболу, сопровождал команду на турнир в Таллине. А уже в 2014 году меня пригласили в академию футбольного клуба «Краснодар» на должность главного врача. Пять лет я руководил там медслужбой. На всех матчах, начиная с открытия, был на стадионе. За время игры нахаживал порядка 15-17 км – это минимально. Надо было все контролировать: встречать бригады скорой помощи, проверять, чтобы все были на своих местах. Если бывали ЧП, вся информация первично шла мне. Всевозможные приключения случались, конечно… После два года я работал в московском футбольном проекте «Родина». Карантин пережил в столице. И вот с 2021-го я в «Локо».
- Ты главный врач резерва «Локо», что входит в твои обязанности?
- Весь медицинский персонал, кроме того, что занят в «основе», подчиняется мне. От меня зависит их перемещение между командами, контроль работы, согласование закупок медикаментов и т.д. Все врачи ведут регулярный отчет о травмах, чтобы я полностью владел информацией о состоянии игроков.
- Какие особенности работы можешь выделить именно в баскетболе?
- Отношения тренер-спортсмен-врач везде примерно одинаковы. Но в баскетболе имеются отличия. В нашей семье принято говорить, что баскетбол – это быстрые шахматы. Спортсмены и тренеры интеллектуальные, а сам вид спорта достаточно организованный, собранный. Некоторые ребята вообще впечатляют, с ними можно пообщаться и много чего интересного узнать – книги читают, фильмы документальные смотрят. Признаться, с футболистами мало о чем таком мог поговорить.

- Расскажи, какие травмы в спорте можно предотвратить?
- Травмы бывают двух типов. Первый – это прямая травма: толкнули тебя, неудачно на ногу приземлился, упал… Такое предотвратить невозможно. Второй тип – не прямая травма, результат накопленных биомеханических нарушений, их уже можно избежать. Наша работа – их выявить, а также объяснить спортсмену, как нужно работать. Допустим, если есть слабость одной мышечной группы, то обязательно другая группа будет ее компенсировать. Тогда необходимо: слабое – укрепить, а перенапряженное – расслабить. Главное, чтобы спортсмен сам это понимал. Это серьезная работа – встать и заставить себя пойти размяться, подготовить к нагрузкам. Но я часто вижу, как наши игроки перед утренней тренировкой делают специальные комплексы упражнений и готовят себя. Вот это можно назвать профессионализмом, правильным отношением к себе.
- Какой совет чаще всего даешь игрокам?
- Врачам обязательно нужно доносить спортсменам, что каждая минута восстановления важна. Все игроки по-хорошему должны знать свой организм. Чем хорош баскетбол – ребята здесь думающие, могут проводить самоанализ, знать свою специфику. Например, кому-то после нагрузки нужно выполнить растяжку, но другому человеку она будет только вредить. Также важно, чтобы утомление не переходило в переутомление. Поэтому необходим хороший сон, меньше информационного шума, правильное питание, питьевой режим, контрастный душ после тренировки и контроль пульса. Нужно просыпаться и с желанием идти заниматься. Если этого нет – а такое бывает – это звоночек, что в организме что-то сбилось. Большие нагрузки, проблемы дома, романтика… Тренеру они все не скажут, поэтому нам важно выстраивать со спортсменами доверительные отношения. Чтобы врач был, как мама. Вот приходят к вам пять человек и «плачутся». Медикам, конечно, после такого порой тоже нужно психологическую разгрузку делать. Но это одно из важных качеств медработника – уметь поддержать.
- С какими мифами в спортивной медицине ты сталкивался?
- Первый и основной миф – запрещать спортсменам пить во время тренировки. Пытаешься объяснить, что питьевой режим очень важен, но многие до сих пор не разрешают детям сделать глоток воды. Это ужасно и, кажется, неискоренимо. Второй миф связан с питанием: многие до сих пор думают, что перед тренировкой нужно плотно поесть – и будет энергия. Но нет, энергию ты приобретаешь не с последнего, а предыдущего приема пищи, поэтому перед нагрузками хватит легкого перекуса.
- А ты сам не ленишься следить за здоровьем, питанием?
- Я все рекомендации выполняю, иногда чересчур. Очень часто рассказываю о вреде сахара. Не всего – ведь углеводы нам нужны, – а именно фруктозы, экстрагированного сахара из свеклы. Я раньше был сладкоежкой, но попробовал отказаться от этого. Полтора месяца у меня была «ломка», мне снился ночью шоколад… Зато без каких-либо дополнительных усилий смог избавиться от 5 кг. Сейчас спокойно отношусь к сладкому: могу попробовать торт в гостях, сгущенку съесть. Всегда смотрю состав: например, если написано «сахар», то такую сгущенку не беру. А если «сахароза и лактоза», тогда покупаю. Кстати, не стоит бояться фруктозы во фруктах – там ее не так уж и много. Также много употребляю жидкости – порой выпиваю до 3 литров воды в день, регулярно занимаюсь плаванием, планирую в мае заявиться на очередной чемпионат России среди ветеранов в категории «Мастерс».
- У тебя в социальных сетях стоит статус «Плыть – значит жить». Плавание для всех полезно?
- Нахождение в воде хорошо для всех, это другая стихия. Плавание расслабляет, ведь отсутствует осевая нагрузка на позвоночник. Идет хорошее развитие межреберных мышц, улучшается терморегуляция. Но если мы говорим о плавании как о способе лечения сколиоза и грыж, то от неправильной техники ситуация может стать только хуже.
- А вырасти благодаря плаванию можно?
- Ну, говорят, что да. Хотя, как видишь, я не особо вырос.
- Когда спортивный врач может понадобиться не спортсменам?
- Да на самом деле мы на все руки мастера. Частенько работники МТЦ заходят – кто старые травмы вспомнил, у кого давление. Бывает, и простуды лечим, и кишечные инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, не говоря о травмах.
- Что нужно молодому специалисту, чтобы стать спортивным врачом?
- Главное – любить спорт! Хорошо, когда специалист сам занимался каким-нибудь видом спорта. Когда я только начинал работать в Томске, то развесил за спиной медали, и каждый входящий понимал, что человек я не посторонний. Мы должны понимать характер спортсмена, что он готов хоть со сломанным пальцем завершить бой, к которому готовился 5 лет. Нужно помогать, а спортсмен должен тебе верить.
- Что тебе больше всего нравится в профессии?
- Здорово видеть, когда ребята восстанавливаются после травм и выигрывают соревнования. Хотя победа – лишь вишенка на торте. Для медика главное, чтоб все были здоровые. До сих пор многие спортсмены звонят, поздравляют с праздниками – это приятно. Еще мне однозначно нравится в «Локо». Хожу на работу с удовольствием. У нас отличный коллектив, прекрасный медицинский и тренерский штаб. Я люблю баскетбол, а здесь полюбил его еще сильнее.
Поделиться с друзьями: