Ровно 16 лет назад сборная России по баскетболу одержала одну из самых знаменательных побед – выиграла золото Евробаскета-2007. Одним из ключевых игроков команды Дэвида Блатта был форвард Никита Моргунов, который в качестве почётного гостя приехал на Kuban Cup. Мы попросили Никиту Леонидовича поделиться воспоминаниями об этом легендарном чемпионстве.
- – Спустя годы очевидно, что золото Евробаскета-2007 ознаменовало для нашего баскетбола переход от советского наследия к уже именно российскому. А насколько в тот моменты осознавалось, что совершается что-то историческое?
- – То, что мы сделали что-то грандиозное, было понятно сразу. Ведь к тому моменту из сборной ушли все, кто в 90-е завоёвывал два серебра чемпионата мира, серебро и бронзу на Европе. И мы без старичков долгое время не могли на крупных соревнованиях даже дойти до полуфинала. Так что на Евробаскет-2007 у нас была изначальная задача хотя бы четвертьфинал пробить. А в четвертьфинале нам выпадает Франция – с Тони Паркером, с другими звездными игроками НБА. И когда мы у них выиграли, к нам уже такая жажда победы пришла, что мы на этой волне завоевали золото. Это то, о чем говорил Сергей Александрович Белов: серебряные и бронзовые медали можно выигрывать сколько угодно, но, если появляется шанс на первое место, надо в него вцепляться изо всех сил. Мы доказали, что в России существует преемственность, что выросло новое поколение амбициозных ребят, которые хотят выигрывать и умеют это делать. Это ведь оказался не разовый успех – в 2011 году Евробаскете наша команда завоевала бронзу, в 2012- взяла третье место на Олимпийских Играх. А ведь на Олимпиадах после распада СССР у нас медалей не было.
- – Франция на том турнире была, наверное, самым сложных из возможных соперников в ¼ финала. Не было мыслей не выкладываться по полной против хорватов в последнем туре второго группового этапа, чтобы получить сетку полегче?
- – Я прекрасно помню этот момент. Блатту ничего не надо было нам говорить, мы поймали очень хорошую игру. Началось всё ещё на первом групповом этапе. Там нам в соперники достались Сербия, действующий чемпион Европы Греция, а также Израиль, которому мы проиграли во всех товарищеских матчах до этого. И вот мы со зверским отрывом обыгрываем Израиль, потом выносим сербов с их Яричами и прочими звёздами. Получается, что мы уже выходим из первой группы, и на следующем этапе у нас есть плюс одна победа, так что задача министерства спорта – выйти в ¼ финала – уже успешно решено. А тут мы ещё и обыгрываем Грецию – переломили, передавили их в упорной борьбе. И тогда Блатт впервые сказал, что на этом чемпионате мы всех можем обыграть. Помню, я его слушаю и думаю – ну да, можем ведь, конечно! И поэтому, когда дело дошло до матча с Хорватией в последнем туре 2-го группового этапа, когда начались вот эти рассуждения - может быть, что-то посчитаем, подберём, с кем играть дальше, народ просто сказал: "Давайте не испытывать судьбу и просто играть на победу!" Да, впереди маячила Франция, которой мы за месяц до Евробаскета влетели 38 очков в товарняке в Париже. Но мы-то уже почувствовали, что можем выигрывать у кого угодно – и в итоге французов прошли. Вообще, там каждый матч был, как отдельный учебник по психологии, по отношению к делу. Перед полуфиналом с Литвой, помню, Римас Куртинайтис ходил и так снисходительно нам: «Ну, вы молодцы, уже прыгнули выше головы. А дальше пойдём мы». И в самом полуфинальном матче с Литвой был очень сложный психологический момент, когда мы сначала повели 20 очков, а потом прибалты нас догнали. Вы не представляете, насколько здорово в этот момент сработал Блатт: ему даже ничего говорить не надо было, он просто намекнул, а мы всё поняли и сделали. А литовцы не ожидали, что мы сможем перестроиться по ходу такого матча, где они уже вроде бы начали всё контролировать. И, кстати, Куртинайтиса я больше до конца чемпионата в гостинице не встречал. А до этого постоянно с ним пересекался в фойе. Ну а финал с Испанией... Наверное, лучше просто его пересмотреть в очередной раз и насладиться памятными воспоминаниями.
- – Только что завершился Кубок мира, по ходу которого все ведущие сборную показывали в нападении какую-то сумасшедшую игру, регулярно набирая больше 100 очков. Это такая тенденция наметилась? Или просто следствие того, что в НБА все так играют, а в полуфиналах мирового первенства большинство игроков были из этой лиги?
- – История циклична. Что бы нового не придумывалось, всё равно потом возвращаемся к чему-то старому. Скажем, ещё в начале 80-х «восьмёрку» крутили сколько угодно. Потом она стала абсолютно бесполезной на постоянных сменах, на умении сыграть большими, от подстраховки. А потом вдруг появляются вот эти все комбинации, расписанные под Нандо де Коло. «Восьмёрка» вернулась, ты смотришь на паркет и думаешь: «Мы что, в 70-е вернулись?» Я к чему этот пример привёл? В конце 90-х, особенно в нулевых, лидеры баскетбола – испанцы, сербы, другие европейские сборные – начали морозить игру, сушить. Они разыгрывали каждую комбинацию по 24 секунды. И остальные начали это копировать. Зачем бежать и быстро выплёскивать свою атаку, если в ответ всё равно идёт медленный разговор, соперник всё равно набирает какие-то свои очки. И получается, что при этом низком счёте защита работает прекрасно. Но потом оказалось, что такие неуступчивые команды, как, например, Россия в 2007 году, могут успешно этому противостоять, точно так же, что называется, нервы пытать. И тут все поняли: если у нас есть мастерство, куча хороших игроков, то зачем мы себя ограничиваем в атаке? И снова начали ускорять процесс, опять пошла атака на 5-й, 7-й, 10-й секунде. Даже испанцы с сербами понеслись. Я сборной Сербии, которая бы бежала в отрыв, уже лет 100 не помню! Помню, как сейчас, 2002 год: у них средний рост 205 см, и все пешком ходят, потому что куда им спешить? В защите попробуй пробей эту стену, а в нападении уж как-нибудь на бросочек выведут одного из лидеров. Так что сейчас по цикличности мы вновь вернулись к быстрому баскетболу 80-х и начала 90-х. ЦСКА тогда играл именно так, у армейцев средняя результативность была 106 очков за матч. 106! Тут вопрос даже не в том, что защита хуже стала или мастерство выше. Когда у тебя за матч в среднем на 10 атак больше, то ты в среднем и набираешь на 10 очков больше. И у соперника тоже результативность растёт, потому что у него тоже атак больше. Вот отсюда эта результативность и появляется.
- – Насколько нынешняя сборная России, по вашим ощущениям, была бы конкурентна на мировом уровне?
- – Какой-то мудрец сказал однажды: скромность – это прямая дорога в неизвестность. У нас очень талантливая молодежь, и по товарищеским матчам это тоже видно. Дайте молодым играть, и вы удивитесь тому, как быстро они начнут раскрываться. В четверг в составе «Пармы» мы увидели 19-летнего Дмитрия Халтурина, который смотрится ничуть не хуже их основного центрового. Мы опять увидели добротную – даже не пятёрку, а семёрку молодых игроков «Локомотива-Кубань». Я на ваш состав когда смотрю, у меня всегда первый вопрос – как вы будете определять заявку на сезон? Есть 16 игроков, среди которых половина баскетболистов не старше 23 лет, и нужно как-то из них выбрать 12 человек на матч, и чтобы человек 8-9 провели большие минуты. Это большая задача для тренера, но, конечно, с другой стороны, и радость. Так что хороших и талантливых ребят у нас много. Главное – продолжать давать им игровую практику. Через систему турниров вот таких замечательных, как Kuban Cup, через товарищеские матчи, особенно, с иностранными командами. Здорово, что у нас есть возможность играть с турецкими командами. Если будет практика, то, когда сборная России полноценно вернётся на международную арену, у нас будет крепкая, молодая и амбициозная команда – такая же, как в 90-е, когда мы завоёвывали серебро чемпионата мира, такая же, как в 2007-м. Будут ли у этой сборной медали? Это надо будет доказывать на площадке, сейчас в баскетбол умеют играть все. Но в том, что наша сборная будет конкурентноспособной – у меня ни малейших сомнений нет.
Поделиться с друзьями: