Интервью

Александр Щербенев: «Хотели обыграть американцев и доказать, что нет ничего непреодолимого»

Защитник молодежной команды «Локо» Александр Щербенев в интервью Lokobasket.com рассказал, как высоко прыгают американцы, почему важно считать вслух на тренировках Обрадовича и как выучить комбинацию, сидя на скамейке.

В этом сезоне Саша Щербенев сделал большой шаг из юношеского баскетбола во взрослый спорт. За год защитник «Локо-2»:
— дебютировал за национальную команду, став ее капитаном на неофициальном чемпионате мира U18;
— обыграл американцев;
— вместе с «красно-зелеными» добрался до финала первенства ДЮБЛ; 
— до «Финала восьми» молодежной лиги ВТБ;
— дебютировал за основную команду «Локомотива-Кубань» в победном «Финале четырех» Кубка России;
— получил от Кирилла Попова прозвище «Саша Кулагин», но скромно признался, что понятия не имеет, почему.

О переменах в своей карьере, работе с Сашей Обрадовичем и итогах сезона молодежки 17-летний игрок рассказал в небольшой паузе между утренней тренировкой и уроками в школе.

У тебя получился очень длинный и насыщенный сезон. Как бы ты его сам оценил?
Я считаю, что сезон получился неплохой. Играл я значительно больше по сравнению с прошлым годом: тогда игр 30 было, в этом — целых 70! И, конечно, это первый опыт для меня в молодежке. Не везде мы добрались до тех мест, на которые рассчитывали. Хотелось большего и в финале ДЮБЛа, где уступили, и в «Финале восьми» молодежной лиги, где нам немного не хватило до медалей. Немногие думали, что мы сможем попасть и в четверку, но ребята понимали, что у нас собралась отличная команда, и все стремились только к победе.
Ты сказал, у тебя около 70 игр за сезон. При таком плотном графике, как выглядит твой стандартный неигровой день?
Просыпаюсь в районе 6:40, завтракаю, еду на тренировку. В 7:20 я обычно в «Баскет-Холле», в 7:40 на площадке. Выходим побросать пораньше, чтобы, как говорится, почувствовать кольцо. Тренировка начинается в 8:00. Утром, как правило, у нас либо индивидуальные занятия, либо качалка. Больше работаем над собой. После тренировки нас автобус отвозит в школу. Те парни, кто постарше, едут домой или в университет. У нас уроки начинаются с 11 часов. Обычно это шесть уроков, в середине дня обед, а в 16:00 автобус отвозит нас на вторую тренировку. На ней мы работаем над командными взаимодействиями, отрабатываем комбинации. Вечером возвращаюсь домой, ужинаю, делаю уроки, стираю форму, ложусь спать. И так на следующий день снова.
А свободное время?
Когда нет тренировок, хожу с друзьями гулять, в кино. Делаю уроки, но любимым занятием это не назову (смеется). Если сижу дома, то обычно играю в NBA 2K на приставке. Мне многие говорили, как можно столько тренироваться, а потом еще приходить домой и играть в баскетбол. Не знаю, мне нравится.
Из игроков основы с кем-нибудь играл онлайн? Не секрет, что Лэйси и Кулагин — те еще геймеры.
Нет, не играл, но всегда готов дать бой.
Расскажи, как изменился тренировочный процесс по сравнению с прошлым сезоном? Тогда Джордже (Джордже Варагич — тренер молодежки «Локо» прим. Lokobasket.com) тренировал одну команду для одного турнира. В этом году вы играли практически одним ростером в двух соревнованиях.
Некоторые тренировки были легче. Он специально давал нам отдых, так как травмы из-за усталости никому не нужны. Я знаю его уже второй год и могу сказать, что эти перемены на нем никак не отразились. Все так и осталось достаточно жестко, по его правилам, которые он выстроил в начале сезона. Мы по ним работаем, и это дает результат.
После «серебряного финала» на первенстве ДЮБЛ вы почти сразу приехали на «Финал восьми» молодежной лиги. Какие мысли были в голове?
После поражения в том финале первые дни были очень сложные. Мы переживали, что не заняли первое место, к которому так стремились, но понимали, что впереди следующий турнир, «Финал восьми», и что нам надо там показать себя. Мы уводили мысли о прошлых неудачах, концентрируясь на предстоящих матчах. Старались сплотиться и идти дальше. С молодежкой мы провели больше игр и были готовы бороться за медали.

Что пошло не так?
Мы ничем не уступаем «Самаре» по составу. В чем-то, может, даже превосходим. Не скажу, что тогда сказалось давление трибун. Скорее из-за собственной неопытности отдали матч. Очень много спешили в атаке, хотели, что называется, «отстоять Кубань». Но чтобы выиграть, нужно было подходить ко всему с холодной головой. Тогда был бы совсем другой результат. Четвертое место самое обидное. Ты как бы в шаге от тройки. И получается, что ты работал весь сезон, а хоть ты восьмой, хоть четвертый — медали у тебя нет.
Ты уже упомянул «домашние трибуны» в Самаре. Но если говорить о целом сезоне, как тебе игралось при зрителях, ведь на матчи ДЮБЛа не так часто заглядывают?
На ДЮБЛ обычно ходят тренеры других команд, чтобы посмотреть на соперников, подготовиться. А в молодежке уже появились болельщики, чьи-то подруги, друзья. Но даже они приходят просто посмотреть, мирно поболеть за своих. Где действительно гонят вперед, кричат и поддерживают, так это в Краснодаре и в Перми. Больше нигде особенной поддержки трибун не замечал. Но я этого давления не ощущаю, стараюсь «закрыться» от него. На моей игре это никак не сказалось.
Мы по ходу беседы как будто отматываем сезон назад. Сейчас добрались до твоей поездки на неофициальный чемпионат мира в составе сборной. Поделись впечатлениями.
Это был мой первый опыт выступления за сборную. В U16 я не попал даже кандидатом, поэтому очень приятно было войти в число 12 игроков, кого вызвали в U18, чтобы сыграть на этом турнире с такими именитыми сборными как Франция, Италия, США. Не могу сказать, что там что-то запредельное. На чемпионате Европы, который будет в августе, у нашей сборной есть все шансы побороться за медали. В Германию же наша команда приехала не в оптимальном составе: не всех отпустили, кто-то травмировался. Насколько я знаю, у других команд тоже приехали не все основные. Так что условия были равные, и бороться на международном уровне тоже было интересно. Я получил богатый опыт и сохраню эти воспоминания надолго.

Russia#u18

Публикация от Aleksandr Scherbenev (@shcherbenev1)

Игра с американцами. Это правда что-то «другое», нереальное, или люди склоны драматизировать?
Мне кажется, что драматизируют. Нет, у американцев хорошая сборная. Не знаю, какая приехала: первая, вторая, третья… но играют они в дворовый баскетбол, «бей-беги». Они подбирают мяч и сразу бегут. Кажется, что против этого легко защищаться. Но на самом деле ты ждешь комбинации, взаимодействия, а они просто бегут и обыгрывают. Но прыгают они, правда, под два метра, так и есть (улыбается). Конечно, хотелось обыграть американцев, просто для себя «поставить галочку», что нет ничего непреодолимого. И у нас это получилось.
Еще один шаг назад во времени. «Финал четырех» Кубка России. Расскажи, как ты попал в окончательную заявку?
С основой тогда тренировались много ребят, человек 6-7. Кто-то травмировался, тогда брали других. Но я уверен, что было круто просто быть частью тренировочного процесса. Это было очень волнительно. Когда я приходил на тренировки, у меня даже мысли не было, что я могу попасть в состав на Кубок. А узнал я об этом, когда пришел на тренировку. Ко мне подошел тренер (Джордже Варагич — прим. Lokobasket.com) и спросил: «Саня, готов играть за основную команду?» «Всегда готов!», — сказал я, и он отправил меня разминаться. Уже на тренировке, когда мы начали разбирать «Новосибирск», первого соперника, я стал в уме считать тех, кто может попасть в окончательную заявку, и вдруг понял, что нас тут ровно двенадцать, больше никого нет! Так и получилось. Потом, конечно, были проблемы, что я не знал комбинации, но как оказалось позже, их знать и не нужно было. Надо было выходить и играть. Это было самое незабываемое событие в сезоне. Я очень рад, что смог попасть в состав, и мы выиграли.
Расскажи о своем дебюте. Том моменте, когда во время матча с «Новосибирском» тебе сказали: «Саня, пора».
Это было вообще неожиданно. Когда мы выигрывали, и выигрывали много, я понимал, что кого-то могут выпустить. Тогда в концовке Дима Кулагин общался с нами, подбадривал. Говорил, что если нас выпустят, чтобы мы были максимально настроены и не испугались. Потом я узнал, что меня готовят на замену, но сперва подумал, что говорят про кого-то другого. Я понимал, что нельзя провалиться, все-таки такая ответственность. Помню, когда соперник получил технический на Стасе Ильницком, и я забил штрафной, у меня была просто эйфория. Голова плывет, какое-то время не понимал, что происходит. «Трешка» уже не такая значимая была. После штрафного я «потерялся» (смеется).
Почему тебе дали бросать штрафной?
Было понятно, что будет бросать кто-то из молодых. Дима Кулагин тогда вышел и сказал, что «пусть Саня бросает, он еще не забивал». Захар тогда уже успел набрать очки (Захар Ведищев — игрок молодежки «Локо», также дебютировавший за основу в Кубке России — прим. Lokobasket.com). Я стоял, ждал штрафного. Там еще пауза была, разборки какие-то. У меня руки тряслись, но в итоге все хорошо, забил.
Паша Антипов говорил после матча в интервью, что ты даже комбинацию заказывал…
Я комбинации особо не знал перед игрой. Сидел, болел, поддерживал ребят и походу игры уже некоторые комбинации понял. Когда вышел, показал одну. Мы сыграли и получилось.

🏆🏆🏆

Публикация от Aleksandr Scherbenev (@shcherbenev1)

Тренировки с Сашей Обрадовичем. Как ты перестраивался после молодежки на занятия в основной команде?
В принципе, в молодежном проекте и основной команде похожие система и требования. Так что, в какой-то степени я был готов, что за какие-то разговоры, за броски, когда все пьют воду, меня могут наказать. Но что меня удивило, так это то, что нужно считать.
Считать?
Когда мы начали бросать с выходом, там система примерно такая: попадаешь, считаешь «раз», попадаешь «два», промахиваешься, считаешь как есть — «два». Мы, молодые, бросали на одной стороне, а игроки основы, Кулагин, Хвостов и другие — на противоположной. И что-то они там не посчитали, и мы просто начали бегать челноки. Меня это очень удивило, что кто-то не посчитал, и так жестко наказали. Я даже не понял сначала, почему мы бегаем, надо было просто бежать. Там я понял, насколько все серьезно и как надо подходить к работе.
Я знаю, что некоторые молодежки уже отдыхают, а вы все еще тренируетесь? Это особенность системы?
Сейчас тренеры с пониманием относятся к нам, знают, что у нас скоро экзамены, поэтому отпускают, дают больше времени для занятий. В таком плотном сезоне очень сложно находить время для дополнительных уроков. Но то, что мы тренируемся сейчас, — это работа над собой. Сезон закончился, и уже нужно готовиться к следующему. Тем, кого пригласят в сборную, тоже необходимо держать оптимальные кондиции, улучшать свои сильные стороны, изучать что-то новое. Время идет, и нам нужно прогрессировать.
Поделиться с друзьями:

Другие новости по теме